Китай после Мао: Развитие образования и науки

Программа осуществления «четырех модернизаций» постепенно все больше связывалась с первоочередной модернизацией науки и техники, которая стала называться ключевым звеном модернизации. Первым практическим шагом в этом направлении должна была стать политическая реабилитация интеллигенции. 
 
Китай

 
Еще в ноябре 1976 г. «Жэньминь жибао» и журнал «Хунци» опубликовали слова Мао Цзэдуна, сказанные им в 1971 г., но, как отмечалось, скрывавшиеся «четверкой»: «большая часть интеллигенции поддерживает социалистический строй». Эта публикация положительно повлияла на настроение интеллигенции, пребывавшей под давлением «двух оценок». Проявленное к интеллигенции внимание свидетельствовало о переориентации нового руководства на новые социальные слои, заинтересованные в стабильной общественно-политической ситуации, благоприятной для реализации их профессиональных навыков.

Немного исторических фактов
 
В мае 1977 г. в центральной печати стали появляться статьи, в которых интеллигенция называлась важной силой социалистической революции и социалистического строительства. Тогда же была образована Академия общественных наук Китая (КАОН), президентом которой стал Ху Цяому. Вслед за этим в течение 2-х лет в большинстве провинций и городов центрального подчинения в качестве региональных научных центров были созданы собственные Академии общественных наук (АОН), основной задачей которых провозглашалась помощь местным народным правительствам в проведении научно обоснованной политики, подготовка рекомендаций и предложений для решения важнейших проблем модернизации в провинции и в целом по стране. Лозунг «политика – командная сила», господствовавший на протяжении предшествующих двух десятилетий, стал уступать место представлениям о том, что политика должна служить экономике, которая, в конечном счете, играет определяющую роль в развитии общества. Сделав ставку на образованные и профессионально подготовленные слои населения в качестве социальной опоры преобразований, руководству КПК необходимо было существенно повысить качество среднего и высшего образования.

С 29 июня по 15 июля 1977 г. в г. Тайюане прошло организованное Министерством образования рабочее совещание, посвященное предстоящему приему в вузы. В то время в соответствии с директивой от августа 1971 г. в вузы имели право поступать люди в возрасте 20–25 лет, отработавшие 2 года на производстве или отслужившие в армии, получившие там рекомендации для поступления, холостые, физически здоровые и окончившие не менее 6 классов средней школы. В основу приема на 1977 г. также был положен принцип «рекомендации масс», а для выпускников школ было зарезервировано всего 4 тыс. мест, т.е. не более 5%. И все же в рекомендациях по приему в вузы на 1977 г., опубликованных 4 августа 1977 г., было включено предложение проводить устные и письменные вступительные экзамены.

Однако наметившиеся изменения проводились недостаточно энергично. После возвращения в руководство Дэн Сяопин проявлял к этому участку работы самое пристальное внимание. Еще в 1975 г. он предложил ряд мер по восстановлению науки, техники и образования, называя науку и технику производительными силами, а научно-технических работников – трудящимися. После разгрома «четверки», но еще до своей реабилитации, в многочисленных беседах и встречах Дэн Сяопин высказывался о необходимости снять с интеллигенции все обвинения и активно привлекать ее к экономическому строительству. По его словам, ключевым моментом «четырех модернизаций» является модернизация науки и техники, а она невозможна «без знаний и специалистов, без развития образования».

24 мая 1977 г. на уже упоминавшейся встрече с Ван Чжэнем и Дэн Лицюнем Дэн Сяопин сказал: «Нам нужно осуществлять модернизацию. Все зависит от того, смогут ли подняться до нужного уровня наука и техника. Чтобы развивать эти отрасли, нельзя не заниматься образованием. Опираясь только на пустые слова, осуществить модернизацию не представляется возможным, необходимы знания и профессионализм. ... Необходимо внутри партии создать атмосферу уважения к знаниям и талантливым людям». Уже в первом своем выступлении на 3-м пленуме ЦК 10-го созыва Дэн Сяопин привел слова Мао Цзэдуна о необходимости бережного отношения к интеллигенции, а также о том, что интеллигенция в Китае – это пролетарская интеллигенция, а умственный труд – тоже труд.

Сразу после пленума по инициативе Дэн Сяопина было созвано совещание по проблемам образования, науки и техники (4–8 августа 1977 г.), в котором приняли участие представители руководства Академии наук и Министерства образования. В заключительном слове им были сформулированы основные принципы новой государственной политики. На протяжении 17 лет перед «культурной революцией» линия в области образования считалась «линией буржуазной диктатуры», а мировоззрение большинства интеллигенции – буржуазным. В соответствии с «двумя абсолютами» эту оценку Мао Цзэдуна нельзя было менять. Однако Дэн Сяопин, переложив вину за извращение слов Мао на «четверку», сделал вывод о том, что на протяжении 17 лет перед «культурной революцией» линия в области образования в основном была «красной». Поэтому представители интеллигенции в подавляющем большинстве были признаны им сознательными и добросовестными строителями социализма, что снимало с интеллигенции ярлыки периода классовой борьбы. Дэн Сяопин высказался не только за повышение престижа интеллектуального труда, но и за улучшение условий жизни и повышение зарплат для интеллигенции. 

Для координации усилий в области научных исследований он предложил воссоздать упраздненный более 10 лет назад Государственный комитет по науке и технике при Госсовете, а для повышения качества образования – отказаться от системы приема по рекомендации масс и восстановить систему вступительных экзаменов, допустив к ним выпускников школ. Особое внимание он уделил зарубежным научным и образовательным обменам. «Приглашение иностранных ученых китайского происхождения – это одна из мер по развитию науки и техники, направление учащихся за границу – другая конкретная мера», – говорил он. Тогда же он призвал к выпуску большего числа научных изданий.
 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

О порядке проведения строительной экспертизы

Модернизация системы лицензирования в строительстве